Обязанности соцзащиты, представляемой в лице специалиста, сводятся к следующему алгоритму:
- выявить на подконтрольной территории нуждающихся (отдельные граждане, семьи);
- внести информацию в банк данных;
- в каждом конкретном случае выяснить причины неблагополучия;
- определить характер помощи, ее объем в установленной форме, а также посодействовать в ее предоставлении.
При этом помощь не обязательно должна быть материальной. Соцработники консультируют, ориентируют обратившихся в списке организаций, ответственных за помощь, да и просто выслушивают, ведь за каждым запросом стоит своя история. Поэтому для компетентного специалиста важны такие навыки, как душевная чуткость, способность к эмпатии, гуманность, понимание самой сути помощи – она должна быть адресной и обязательно выполняться в комплексе с другими мерами по созданию безбарьерной среды для всех граждан. Также она не должна быть разовой, ведь проявить хотя бы интерес к дальнейшей судьбе обратившегося немаловажно для профилактики повторения сложной ситуации в будущем.
Чтобы понять, как устроиться на работу в социальную службу, сперва нужно определить, к какой сфере деятельности у будущего выпускника лежит душа, ведь подчас карьерный путь начинается со смежной специальности: педагог, психолог, социолог, соцпедагог и даже инспектор по делам несовершеннолетних. Все эти должности помогают обучиться социальной защите на примере работы с какой-то конкретной категорией граждан: юные правонарушители, дети-сироты, семьи, находящие в опасном положении.