Полезные тренды дистанционного обучения

postupi.kz

Новости

Удаленное обучение

Полезные тренды дистанционного обучения
Полезные тренды дистанционного обучения
06 сентября
2018

Если вы проводите много времени, зависая на образовательных форумах и блогах, то заметите кучу, полезных и не очень, концепций, каждая из которых претендует на «открытие года».

В этом контексте трудно отделить зерна от плевел и выбрать что-то полезное, то, что действительно повышает отдачу от обучения. Понять и идентифицировать современные учебные стратегии довольно сложно еще и потому, что у каждого вуза, направления, преподавателя свои концепции, свое видение, свое название.

Существует целый ряд обучающих стратегий, достойных рассмотрения:

1. Метод проблемного обучения (Problem-Based Learning, PBL).

Используется в тандеме с традиционными методами. Суть PBL в том, чтобы обозначить студентам задачу и дать полную свободу действий на ее выполнение. Этот формат помогает учащимся быть более креативными, искать нестандартные решения, черпать информацию из разных источников.

2. Обучение на основе задач (Challenge-based learning, CBL).

Ориентировано на решение реальных задач, процесс сводится к следующему:

- обозначение глобальной идеи;
- выявление проблемы;
- формирование направляющих и уточняющих вопросов;
- определение ресурсов и формулирование решений;
- принятие мер путем реализации решения;
- оценка;
- публикация решения.

3. Командный метод обучения (Team-based learning).

Подразумевает стимулирование вовлеченности учащихся в процесс обучения, увеличение ответственности, мотивированности и готовности к занятиям. С помощью работы в команде студенты развивают способность сотрудничать с коллективом, учатся взаимодействовать и общаться, решая задачи различной сложности.

4. Обучение на реальном проекте (Work-based learning, case study).

Профессиональное обучение часто рассматривается как мощный инструмент для развития навыков на рабочем месте и повышения производительности труда. Подходит для студентов, проходящих практику в компании, готовой предоставить практические кейсы и обучать учащихся работе «в поле».

5. Проблемно-поисковое обучение (Inquiry-based learning).

Более простое и понятное определение данного метода - поиск информации путем опроса. Считается, что если вы научитесь ставить правильные вопросы, в перспективе вы будете легко узнавать все необходимое, черпая информацию из разных источников.

Запрос предполагает исследование, которое ведет к конкретному результату. Суть метода – научиться задавать правильные вопросы, находить и интерпретировать полезную информацию, которая приведет к решению задачи.

Все эти концепции требуют определенного профессионального подхода, практикуются в качестве эксперимента, имеют свои преимущества и недостатки. Некоторые из них работают только в связке с другими, некоторые – легко встраиваются в учебный процесс.

В любом случае, дистанционщику важны не научно-исследовательские концепции, а реально работающие модели, облегчающие процесс обучения.

Реалии современных вузов показали, что в сфере дистанционного обучения хорошо зарекомендовали себя следующие образовательные методики:

1. «Перевернутый класс».

Эта модель одна из самых популярных. Ее суть заключается в том, чтобы учащиеся выполняли домашние задание в группе, а лекционные материалы изучали дома или в любом другом удобном месте. Вся теория предоставляется в форме видео-лекций, аудио-тренингов, онлайн-книг. Для дистанционных студентов этот метод очень удобный. Так как сложности с практикой возникают как раз тогда, когда удаленный студент не имеет возможности получить детальную консультацию преподавателя.

2. Проектно-ориентированное обучение (Project-based learning).

Эта модель ориентирована на студента. В ее основе – создание междисциплинарных проектов, помогающих ученикам приобретать навыки и опыт, решая реальные жизненные задачи и проблемы. В некоторых университетах групповые проекты включены в обязательную программу, в рамках которой студенты участвуют в создании совместного проекта и вклад каждого оценивается в индивидуальном порядке.

3. Углубленное обучение.

Более глубокое погружение в обучение позволяет учащимся применять основные академические знания в реальных ситуациях. Эта модель имеет некоторое сходство с подходом, основанным на проектах, однако есть некоторые важные отличия. Здесь акцент ставится не на проект, как таковой, а на формирование критического мышления, умение генерировать идеи и воплощать их в жизнь. Мозговые штурмы, интеллект-карты – эффективные инструменты в области онлайн-обучения, доступные каждому студенту группы.

4. Геймификация (Gamification).

Одним из ключевых элементов процесса обучения является мотивация студентов, а это как раз и есть суть игры. Gamification означает превращение обучения в игру, в процессе которой ученики развиваются, интерес к процессу генерируется автоматически. Этот метод применялся в течение многих лет в дошкольном образовании, и теперь пришел и в вузы. Игровые имитации реальных проектов помогают понять сложные дисциплины, стимулируют развитие исследовательских качеств студентов.

5. Мобильное обучение.

Мобильные устройства - большая часть нашей повседневной жизни, на социальных страницах и в приложениях мы проводим по нескольку часов каждый день. Вы можете использовать их прямо сейчас, читая эту статью.

Вот почему они - лучший инструмент для удаленного обучения и доступа к учебному материалу в любое время и в любом месте. Программы дистанционного образования построены таким образом, чтобы вы, с помощью электронного девайса, имели доступ к библиотеке, лекциям и заданиям даже при отсутствии интернета.

6. МОК.

Массовые открытые онлайн-курсы были достаточно широко популяризированы высшими учебными заведениями за последние несколько лет. Эта тенденция позволяет любому человеку получить качественное образование независимо от демографической и финансовой ситуации. Это оказалось беспроигрышным сценарием, который будет продолжать развиваться и в будущем.

7. Смешанное обучение (Blended Learning).

Вы уже догадались из названия модели, она представляет собой гибрид из традиционной и электронной форм образования. Настолько активно развивается в США, что в 2019 году планируется перевести на комбинированное обучение порядка 50% школьных уроков.

Эта модель вобрала в себя лучшее из online и offline-форматов и позволила избавиться от некоторых недостатков. Так, например, решилась проблема самомотивации, - удаленный студент время от времени общается с одногруппниками и преподавателями лично. Также, за счет того, что не тратится время на освоение теоретического материала, доступного для просмотра и скачивания, возрастает практикоориентированность.

Рассылка от Поступи.бел
Мы рассылаем только самые свежие новости в сфере высшего образования каждый понедельник